Страны > Ближнее Зарубежье > Азербайджан > Экскурсии и достопримечательности Азербайджана 

Экскурсии и достопримечательности Азербайджана

БакуСо времён СССР Азербайджан известен своими туристическими маршрутами и термальными водами. Популярные маршруты социалистических времён бережно сохранены, а также разработаны новые — с посещением исторических и культурных мест, природных объектов. На российском рынке наиболее востребованы: экскурсионные туры (с посещением исторических мест Шамахы, Исмаиллы, Баку, Шеки, Гах, Губа, Ярдымлы и т. д.), пляжный отдых (Баку, Худат, Хачмаз, Сиязан, Ленкорань, Астара), лечебные туры и отдых на термальных водах (Масаллы, Гусары, Нафталан, Баку, Гянджа). А еще в Азербайджане — свыше 130 музеев, галерей и их филиалов, театры, мавзолеи, мечети, крепости и другие уникальные культурные объекты.

БакуОчертания Азербайджана на карте похожи на птицу, летящую к морю, а ее «клюв» — это Апшеронский полуостров, на юго-западном побережье которого расположился древний и вечно молодой город — Баку — столица Азербайджана и один из крупнейших городов на Кавказе. Это современный город со своеобразным очарованием Востока и присущими современному мегаполису чертами. В Баку сосредоточена научная и культурная жизнь страны.

Условно все достопримечательности города можно «разбить» на три части: старый город, здания, построенные в советский период и современный Баку.

Старая часть города — историко-архитектурный заповедник, часто называемый «Бакинским Акрополем» — Ичери Шехер, занимает внушительную территорию в 22 гектара. На территории крепости находятся: дворец Ширваншахов (12 век), Шемахинские ворота, Девичья башня (7-8 век), мечеть Баба-Кухи-Бакувы (7 век), резиденция бакинских ханов, мечеть Бейляр, Караван-Сарай Бухара, мечеть Чин, замок Донжон, Караван-Сарай Касым-бека, мечеть Гилейли, мечеть Гаджибани, баня Гаджи-Гаиба, баня Ага-Микаила, мечеть Джума, Ханский Караван-Сарай, Лезгинская мечеть, мечеть ухаммеда и минарет Сыныг-Гала (11 век), баня Касым-бека, Караван-Сарай Мултани, Мадраса Такия и многое другое. Кроме того, в столице большое количество выставочных и концертных залов, художественных галерей, театров.

Ичери ШехерИчери Шехер. «Все старое — это вовсе даже не то, что досталось нам от наших предков. Это будущее, которое нам напоминает о себе каждый день».

На свете много городов, которые возводились уже в современную эпоху, и по этой причине имеют модерново образцовый вид. У Баку, как у истинно восточного города, особых проблем с идентификацией старого и нового вроде бы не существует. Здесь все окрестное, что появилось и в советскую эпоху, и уже во времена независимого Азербайджана, компонуется вокруг исторического ядра столицы, которое на протяжении веков практически не претерпело кардинальных изменений.

Сегодня столичный Старый город — это своеобразный «Бакинский Ватикан», только без Папы Римского и толп японских туристов. На его территорию не распространяется власть городской администрации Баку, а все права находятся у местного управляющего. Сегодня на территории Старого города находятся три архитектурных памятника мирового значения — Девичья башня, мечеть Мухаммеда и дворец Ширваншахов. Здесь же расположены более 600 памятников архитектуры и истории городского значения. Ичери шехер (Старый город) включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Самым древним зданием Старого города считается мечеть с минаретом под названием «Сыных гала» ( в переводе — «Сломанная башня »). Надпись на входе в эту мечеть гласит: «Построено мастером Мухаммедом ибн Абу Бакиром в 1078 году», по мнению ученых, она была сооружена на месте, где некогда располагался древний зароастрийский храм.

Важным элементом Старого города являлись многочисленные караван — сараи, которые служили постоялыми дворами для купцов и странников. Обычно такие караван — сараи представляли собой двухэтажные здания с уютными внутренними двориками и множеством жилых комнат. Некоторые из таких комнат традиционно использовались для постоя не только людей, но домашних вьючных животных — верблюдов и лошадей, плюс здесь хранились грузы.

В основном в таких караван-сараях размещались купцы из Центральной Азии и Индии, отправлявшиеся через Азербайджан на торговые рынки стран Ближнего востока.

С любой точки современного Баку хорошо просматриваются массивные крепостные стены старого города. Они были возведены при ширваншахе Манучахре II, жившем в XII веке, имеют высоту десять метров, неоднократно перестраивались и наращивались. Позднее на них появился новый герб города. По историческим меркам, еще относительно недавно Баку умещался в границах Ичери шехер — той самой старой крепости, которая защищала некогда жителей от вражеских набегов.

Потом город стал разрастаться за пределы этих стен, и старая крепость постепенно потеряла свое первоначальное значение. Сам Старый город таким образом превратился в своего рода «внутренний город а его запутанные улочки своими лабиринтами могли доставить серьезные проблемы случайно оказавшемуся там приезжему.

Если зайти в Старый город через Гоша гала гапысы (Двойные крепостные ворота), то можно на выбор осмотреть Ичери шехер по самому невероятному набору здешних разноименных улиц — Базарной, Торговой, Промышленной, Кривой.

Ичери шехер (что дословном переводе означает Внутренний город) стал формироваться в начале XII века. Тогда здесь, а затем и позднее, появились оригинальные постройки с причудливыми балконами, уникальные памятники архитектуры, такие, как Девичья башня, Дворец Ширваншахов, который называют симфонией, застывшей в камне, караван-сараи, часть которых ныне превращена в современные рестораны.

На территории Старого города туристы также могут увидеть резиденцию Бакинских ханов (постройка XVIII века), мечеть Гилейли, «Лезгинскую» мечеть (XII век), медресе Текие (XIV век).

Помимо этого, в середине века здесь было построено множество мечетей, причем возводили их, по традиции, на фундаментах более древних сооружений.

Что касается Старого города, то он в середине прошлого века переживал настоящий расцвет.

Именно в те годы в Ичери шехер появились рыночная площадь, пятничная мечеть, несколько старинных бань, ковровая мастерская, и все это было внутри города, отгороженной от внешнего мира крепости.

За Шемахинскими воротами Старого города прячутся его многочисленные улочки и переулки.

Площадь старого города составляет 22 гектара, здесь попрежнему расположено более десятка мечетей, а проживает в его границах ныне 4,2 тысячи бакинцев.

Особый колорит Внутреннему народу придавали бани. Ведь для жителей города это было не только место для купания, но и обмена новостями, возможностью вместе покурить трубку, выпить шербета или крепкого чая. Некоторые из этих бань хорошо сохранились до сих пор, в том числе баня Ага Микаила (XVIIIвек).

По-своему уникален так называемый Зинжирли эв или «Дом с цепями», в котором основы всех статуй и ваз внутри здания соединены двойной железной цепью. А особняк, который расположен рядом с Девичьей башней был построен одним из знаменитых бакинских «нефтяных баронов» в начале XX века — Исой Гаджинским, известен тем, что в 1944 году в нем по пути в Москву останавливался французский генерал Шарль де Голь.

Вообще-то архитектура Древнего Баку развивалась на протяжении более тысячи лет. Здесь сохранились следы эпохи Сасанидов, периода раннего ислама, но именно комплекс Дворца Ширваншахов, возведенный в XV веке ширваншахом Халиллулой 1, стремившимся сделать Баку столицей государства, по сей день остается самым значимым сооружением Старого города.

Легендарная Девичья Башня («Гыз Галасы») самый таинственный и величественный памятник Баку (высота 29,5 м). Башня не имеет аналогов в мире. Точное назначение и дата возведения неизвестны до сих пор. По мнению некоторых исследователей памятник относится к эпохи зороастризма.

Шедевр зодчества азербайджанской архитектуры — Комплекс Дворца Ширваншахов (XV в.).

Крепостные стены и Шемахинские Ворота (XII в.).
Рыночная площадь (XVII в.).

Караван-сараи: Мултани (XV в.). Название происходит от местности в Индии, откуда прибывали купцы; Бухарский (XIV в.), в котором останавливались купцы из Средней Азии; Касым-бека (XV в.), в стенах которого можно услышать народную азербайджанскую музыку; Ханский (XV в). В караван-сараях можно отведать блюда национальной кухни.

Мечети: Мухаммеда ибн Абу-Бакра, известная в народе как Сыныг-гала, является наиболее ранним датированным памятником в старой Бакинской крепости. (1078 −1079 гг.); Джума (XV — XIX в.); Лезги (1169 г.), Гилейли (XIII в.), Молла Ахмеда (XIII в.) и другие. Бани: Гаджи Гаиба или Гаджибани (XV — XVII в.); Касым-бека или Ширин-хамам (XVII в.), ныне здесь расположена Зеленая Аптека, в которой можно приобрести ценные лекарственные травы.

К тому же, на территории Ичери Шехер Вы можете прогуляться по легендарным крепостным улочкам, где снимались фильмы «Бриллиантовая рука» и «Человек-амфибия».

Дворец ШирваншаховДворец Ширваншахов. В XV веке вследствии возвышения экономического и политического значения Баку, который был одной из сильно укрепленных крепостей и главным портом на Каспийском море, ширваншах Халилуллах сменил резиденцию Ширваншахов с Шемахи на Баку. В связи с затоплением Сабаиловской крепости постройка нового дворца была осуществлена на новом безопасном месте на вершине бакинского холма. Ансамбль не строился по единому архитектурному замыслу и состоит из ряда сооружений, расположенных согласно рельефу на трех уровнях: главного здания дворца (1420-е годы), Диванхане (1450-е годы), усыпальницы-тюрбе (1435), шахской мечети с минаретом (1441), мавзолея Сейида Йахья Бакуви (1450-е годы) и остатков мечети Кейгубада. К дворцовым постройкам относятся портал с восточной стороны — ворота Мурада (1585), овдан и остатки бани. По некоторым сведениям, к северо-востоку от здания дворца прежде находились помещения шахских конюшен, но в настоящее время на этом месте стоят жилые дома. К северу от Диван-хане в одном из жилых домов видно основание сохранившейся древней стены, кладка которой подобна кладке фасада дворца. По-видимому, это остатки кладки зданий, относящихся к ансамблю дворца. При взятии Баку войсками сефевидов в 1501 году дворец подвергался разграблению. Все сокровища Ширваншахов — оружие, доспехи, ювелирные украшения, ковры, драгоценные парчовые ткани, редчайшие книги из дворцовой библиотеки, посуду из серебра и золота сефевиды увезли с собой в Тебриз. Но после Чалдыранской битвы в 1514 году между армией султана Османской империи Селима I и сефевидами, закончившейся поражением последних, сокровища Дворца Ширваншахов достались туркам в качестве трофеев. В нынешнее время сокровища ширваншахов находятся в музейных коллекциях Турции, Ирана, Англии, Франции, России, Венгрии. Некоторые ковры из дворца хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта, а древние фолианты из дворцовой библиотеки — в книгохранилищах Тегерана, Ватикана, Петербурга.

Легендарная Девичья Башня («Гыз Галасы») самый таинственный и величественный памятник Баку (высота 29,5 м). Башня не имеет аналогов в мире. Точное назначение и дата возведения неизвестны до сих пор. Когда впервые видишь это сооружение, что называется в «живую», то создается впечатление, будто это — таинственная белая птица, летящая в свадебном наряде высоко в небесах вопреки ворчанию и недовольству хмурого и тревожного Каспия.

Девичья БашняЕсли символом Москвы является Собор Василия Блаженного, Парижа — Эйфелева башня, Лондона — Замок Тауэр, то главная визитная карточка Баку, вне всякого сомнения, — Гыз Галасы или Девичья башня. С учетом того, что уровень воды в Каспийском море за прошедшие столетия сильно изменился, то вполне возможно, что некогда Девичья башня стояло прямо на берегу моря, охраняя подходы в бухту. Сейчас стены старого города находятся от берега Каспия на расстоянии несколько сот метров.

Символично и то, что до сих пор над Девичьей башней горит газовый факел, что дает повод называть ее своеобразным «храмом огня в Ичери шехер». Некоторые историки уверены в том, что она была построена исключительно в оборонительных целях. Однако есть и такая версия: более 2,5 тысячи лет назад эта башня служила священным храмом для зароастрийцев, а внутри нее располагался священный алтарь. Девичья башня, пожалуй, самый большой до сих пор существующий секрет Баку и Старого города. Причем, чем больше разного рода ученые и любители старины пытаются его разгадать, тем больше появляется новых тайн и загадок.

Поскольку по-азербайджански слово «гала» означает не только «башня», но и выражение «разжечь огонь», то вполне возможно, что ее могли в древние времена использовать как маяк для кораблей, идущих по Каспию.

На алтарном камне башни до сих пор видны следы от горевшей нефти и полыхавшего здесь некогда огня, что позволяет предположить нахождение под башней большого нефтяного резервуара для проведения религиозных служб и ритуалов. Кстати, древние албанцы приняли в I веке нашей эры иудейское христианство, и тем самым сейчас перед Девичьей башней на площади всего в 20 кв. метров можно одновременно увидеть религиозные святилища сразу трех культов-античности, христианства и ислама.

Однако сегодня большинство ученых уверено в том, что Девичья башня — это никакая ни крепость, потому как с ее стен и самой башни ничего, кроме неба, не увидишь. Поэтому высказывается предположение, что так называемые «башенные бойницы» на самом деле предназначены были для наблюдения за небесными светилами.

Так как по-азербайджански Девичья башня называется Гыз Галасы, а корень «гала» означает «крепость», то, пол мнению некоторых ученых, в башне при атаках врагов обычно укрывалась женская часть населения города. По разным оценкам, в ней во время осады могли поместиться примерно 220-250 человек. И даже, если первый этаж башни и был бы занят неприятелем, то на второй этаж и выше враг уже подняться не смог бы, потому что в башне между первым и вторым этажами просто не было лестницы.

Однако, несмотря на огромное количество разного рода гипотез, до сих пор с точностью никто не может определить ни самого смысла названия этой башни, ни ее настоящий возраст, ни то, в честь кого и для каких целей она сооружена.

За всю свою многовековую историю Девичья башня неоднократно реставрировалась, а с 2000 года внесена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В 70 км южнее Баку — крупнейшее в СНГ скопление наскальных рисунков Кобыстан (Гобустан), в который входит более 4000 уникальных скальных участков, пещер, скальных крепостей и могильников, раскинувшихся на площади более 100 кв. км. Возраст рисунков насчитывает около 10 тысяч лет. Сюжеты — документальные свидетельства уклада живших здесь людей и некогда обитавших в этих местах исчезнувших видов животных. В числе особо интересных экспонатов — скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане центурия римского легиона в 1 веке.

Скалы ГобустанаСкалы Гобустана богаты и природными памятниками. Тысячелетиями «ювелиры природы» — ветер, солнце, дождь соревновались здесь в искусстве. Окидывая взором чудные узоры, оставленные природой на скалах, «живые камни» Гобустана, волей-неволей воскликнешь: «Да здравствует искусство, да здравствует жизнь!»

В 30 км северо-восточнее Баку лежит селение Сураханы с храмовым комплексом огнепоклонников Атешгях. «Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотню неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо, и никогда не в состоянии погасить», так писал Александр Дюма (Французский писатель), когда впервые посетил Атешгях.

Храм огнепоклонников АтешгяхХрам огнепоклонников Атешгях, что означает «дом огня», «место огня», был построен в 1913 году на средства индийских купцов — зороастрийцев (парсов). Это был храм огнепоклонников, которые останавливались тут во время пребывания в Азербайджане по торговым делам. Сейчас он находится всего в пяти минутах езды от международного аэропорта имени Г. Алиева.

По форме Атешгях представляет собой пятиугольный караван-сарай с 24 кельями, в которые, чтобы войти, нужно даже не очень высокому человеку основательно нагнуться.

В отличие от обычных караван-сараев той эпохи, в центре комплекса Атешгях сооружен церемониальный алтарь в форме ротонды, где горит вечный огонь, являющийся на самом деле не чем иным, как свободным выходом на поверхность земли природного газа.

Храм Атешгях сохранился с тех времен до наших дней почти в том же виде, каким видели его огнепоклонники. Он по-прежнему представляет собой пятиугольник с зубчатой внешней стеной и массивным порталом. В центре его внутреннего дворца возвышается четырехугольная ротонда, а над входом в сам храм расположена балахане — гостевая комната. Рядом возведены конюшня и помещения для хранения товаров. Над входами в помещения сохранились 19 надписей на санскрите и хинди, одна — на фарси.

Грязевые вулканы, которые являются одним из семи чудес природы, расположены неподалеку от поселка Алят, рядом с Гобустаном. Официально считается, что больше всего грязевых вулканов находится именно в Азербайджане — 350 (общее их количество во всем мире — 800). Здесь они расположены в основном на Апшеронском полуострове и служат, так сказать, спутниками здешних нефтяных месторасположений. Грязевые вулканы представляют собой образование в виде конусообразного холма с кратером (также называется грязевой сопкой) или в виде углубления с отверстием в почве. Из кратера постоянно или периодически извергается газ, грязь, вода и иногда нефть. Грязевые вулканы бывают действующими и спящими, высокими и низкими, подземными и подводными. В Азербайджане 23 наиболее важных грязевых вулкана объединены в национальный парк. Поистине, потрясающее зрелище!

Дворец Шекинских хановДворец Шекинских ханов. Шеки — один из древнейших, красивейших и популярнейших у туристов городов Азербайджана. Расположенный в южных предгорьях Большого Кавказа, город с 1840 по 1968 гг. носил название Нуха. Предположительный возраст города — ок. 2500 лет. Название города связано с этнонимом племени саков, появившихся на территории современного Азербайджана в VII в. до н. э. и обитавших здесь несколько столетий. Расположенный на пересечении древних торговых путей, Шеки во все времена был одним из крупных торговых центров Азербайджана. Во время распространения христианства Шеки был одним из религиозных центров Кавказской Албании (было такое древнее государство в Закавказье — занимало часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана). В городе много исторических и архитектурных достопримечательностей, но гордость древнего Шеки — величественный Королевский дворец шекинских ханов, построенный в XVIII веке без единого гвоздя (!) с роскошными стенными росписями и ажурными окнами, в каменной цитадели. Снаружи дворец представляет собой скромное двухэтажное здание, во дворе — сад и небольшой прудик, на берегу которого растет два огромных платана. Во дворце было всего шесть комнат — три на первом этаже и три на втором. На первом этаже жил сам хан, на втором располагались женские комнаты, а так же комната для приема гостей. Чтобы случайно гости не попали на женскую половину, а женщины — к гостям, входы находились с разных сторон. Кроме того, полы в женских покоях были на несколько сантиметров толще, чем у мужчин. Это придавало комнатам дополнительную звукоизоляцию. Но только внешне и по небольшому количеству апартаментов шекинский дворец можно назвать скромным. Стоит только войти в него, как от увиденного сразу же теряется дар речи, и ты едва можешь себе представить, сколько ума и таланта потребовалось, чтобы все это было воплощено. Все стены и потолки комнат покрыты дивными росписями. Нет ни одного места, ни одного уголка на них, которые не украшали бы пестрые орнаменты и удивительные изображения. Особенно выделяются в композиции ханского дворца резные оконные деревянные рамы-витражи. Их отдельные детали так искусно и тщательно подогнаны мастерами, что создается впечатление, будто они цельные. Называются такие окна-рамы Шебеке, и насчитывать они могут до 14 тысяч отдельных тончайших элементов на 1 кв. метр площади. Интересно, что эти элементы не скреплялись каким-либо составом или гвоздями. Обычно мастера выпиливали отдельно каждую ажурную деревянную деталь и цветные стекла, а затем вручную составляли неподражаемый витражный узор.

Неслучайно Дворец шекинских ханов получил среди ученых-востоковедов неофициальный статус — «зеркало средневековой азербайджанской архитектуры». Говоря о его неповторимой красоте, известный турецкий поэт Назым Хикмет справедливо заметил: «Даже если у Азербайджанцев и не было бы других архитектурных памятников, ему достаточно было бы показать остальному миру только шекинский ханский дворец».

Село КишСело Киш. Неподалеку от Шеки находится местечко Киш, где до наших дней сохранился самый знаменитый на Кавказе памятник албанской архитектуры. Этот апостольский храм долгие годы был предметом пристального интереса и изучения не только азербайджанских ученых, но и Тура Хейердала. В результате проведенных раскопок выяснено, что храм этот был сооружен в V веке, а его фундамент древние строители установил в первом веке нашей эры!

Тем самым было подтверждено, что эта церковь в Кише — самое древнее на Кавказе христианское сооружение, которое было заложено на месте некогда стоявшего там языческого храма. Как оказалось, церковь в Кише несколько раз достраивалась и переделывалась, а в ее композицию и внешний облик на протяжении многих лет неизменно вносили изменения и новые мотивы.
Важно отметить, что, согласно планам членов совместной норвежской и азербайджанской археологической экспедиции, апостольский храм в Кише, сейчас полностью отреставрированный, будет превращен в музей истории всей Кавказской Албании, государства, которое просуществовало более 1000 лет. Ученые по-прежнему считают, что храм в Кише является одним из самых древних очагов христианства не только на Кавказе, но и во всем мире.

Высокогорное село Лагич — Исмаиллинский район — снискало свою известность и популярность не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами, которое давно уже превращено в сплошную ремесленную зону. Здесь изготавливают изделия из меди, кожи, чеканку, работают искусные гончары и резчики по дереву. Оно связано с окружающим миром только посредством извилистой горной дороги, идущей вдоль отвесных ущелий, и по которому добраться даже в хорошую погоду крайне сложно, не говоря уже о дождливой и снежной погоде, когда отправляться в подобное путешествие более чем рискованно.

Село ЛагичПервое, что бросается в глаза при посещении Лагича, это девушки, одетые в цветастые национальные одежды, несущие на плечах медные кувшины самых разнообразных форм и размеров. Ученые неслучайно именно Лагич считают колыбелью медного ремесла в Азербайджане, сохранившегося в виде уникальных промыслов, а само село многие годы являлось по существу столицей медного дела всего Кавказа и столетиями славился своими мастерами.

Вот что пишет о мастерах — ремесленниках Азербайджана Александр Дюма: «Эти мастера не имеют в своих лавках никаких других вещей, кроме тех, которыми они занимаются — к примеру, у оружейников есть клинки, но нет рукояток, у «рукояточников» есть рукоятки, но нету клинков. Покупатель приобретает клинок у одного мастера, оправляет его у другого, а ножны заказывает уже у третьего».

Некогда в Лагиче более тысячи ремесленников занимались медным делом, причем изготовление медных изделий было исключительно мужской работой, требовавшей недюжинной силы и ловкости. Однако так сложилось по жизни, что результатами этого чисто мужского и непростого труда пользовались почти всегда только женщины. При этом мужчины, изготавливая медные кувшины и блюда, всегда старались сделать такую оригинальную гравировку, чтобы можно было привлечь к произведенной посуде как можно больше внимания хозяек.

При взгляде на Лагич с вершины, лежащей по соседству горы кажется, что его каменные постройки разбросаны на склонах без какого — либо плана и расчета. При этом каждый дом имеет плоскую крышу, а внутри самого здания имелось специальное устройство под названием «кюрсю», предназначенное для обогрева жилого помещения. Его помещали посреди комнаты в углублении на полу и поверх покрывали большим «одеялом». В кюрсю устанавливали мангал, в котором были тлеющие угли. Нередко обитатели такого дома ночью ложились спать ногами к кюрсю — как под большое одеяло.

В конце XIX века в Лагиче насчитывалось свыше 180 мастерских ремесленников — медников. Особенно славился Лагич своими медными кувшинами, блюдами, кофейниками, декоративными бокалами, ножнами для кинжалов и сабель. И сегодня, как и сотни лет назад, мастера — медники гравируют на своих оригинальных изделиях не только свои инициалы и дату изготовления очередного шедевра, но и памятные надписи ажурной арабской вязью.

Помимо мастеров — медников, в Лагиче было много высококлассных специалистов и других ремесел — кожевники, чеканщики, гончары, кузнецы, швейники, оружейники и ювелиры. Все мастерские ремесленников в Лагиче расположены, как и в старые времена, вдоль главной торговой улицы, и если побродить по ней несколько часов, то можно найти массу совершенно уникальных вещей, которых не встретишь ни в одном другом уголке не только Азербайджана, но и мира. Много в Лагиче и маленьких лавочек под названием «аттар», где продают различные целебные горные травы и средства, способные излечить от боли в спине и ломоты в суставах.

Лагич отличается от множества других Азербайджанских горных селений своей знаменитой крепостью Гирдыман, которая была построена в V веке.

Хыналыг. Если отъехать от Губы в горы, то примерно через три часа езды на машине можно попасть, пожалуй, в самое уникальное и необычное село Азербайджана-Хыналыг, примерно три тысячи жителей которого говорят на особом языке, сохранившемся со времен Албанского государства. Об этом селе писали в свое время Страбон и Плиний.

Когда-то Хыналыг за языковую уникальность и оторванность от окружающего мира даже называли «мечтой лингвистов» и «кошмаром для завоевателей». Туда раньше вели лишь извилистые лошадиные тропы, а через перевал к селу можно было добраться лишь в летнее время.

Почти все дома в селе имеют плоские крыши, причем крыша нижнего дома служит внутренним двором и палисадником для дома «второго этажа». Летом местные жители обычно спускались на равнину за солью, занимались мелкой меновой торговлей, оставаясь очень честными до такой степени, что попросту не могли ничего продавать жителям других селений с «наваром» для себя.

До сих пор большинство жителей Хыналыга ходят в войлочных шапках и плотных шерстяных штанах, которые спасают в горах от холодов и морозов. На ногах селяне носят чарыки — мягкую обувь из сыромятной бычьей шкуры, которые не скользят по льду и снегу и для практичности стянуты шнуровкой у голени, шерстяные носки домашней вязки, на которых женщины обязательно, по традиции, вышивают стилизованные изображения животных.

Стены в домах завешаны разноцветными коврами для сохранения тепла внутри жилища. Окон в таких домах нет — вместо них в потолке проделано круглое отверстие, и дым от очага уходит через эту дыру. Хвороста и дров для обогрева жилища на окрестных горах не найти: в этих местах ничего не растет, потому что на такой высоте почти нет кислорода для какой либо растительности. На ночь отверстия в крышах домов, через которые уходит наружу дым, закрывают медными подносами, чтобы сохранить внутри жилища тепло. При этом отверстие в крыше дома служит не только для выветривания дыма, но и своего рода дверью для соседей, которые захотят посетить дом внизу, спускаясь в него со «второго этажа».

Традиционно, дом в Хыналыге состоит всего из одной комнаты, а если такой дом двухэтажный, то на первом, как правило, размещают нечто похожее на кухню, а также весь домашний скарб, а второй этаж — жилой.

ХыналыгОригинальны и мечети Хыналыга — они внешне похожи на обыкновенные дома и в отличие от классической мусульманской архитектуры не имеют минаретов. К примеру, в одной из мечетей в квартале Гамк в Хыналыге до сих пор существует небольшая комната под названием «зульмат — хана», где раньше держали грешников. Для традиционного ислама подобное явление крайне нетипично, что, по мнению ученых, свидетельствует о более древних корнях верований жителей Хыналыга, нежели исламские традиции, установившиеся здесь в VII-VIII веках.

На самом деле Хыналыг правильно называется Кетш, и язык, на котором говорят его жители, — кетшским. На нем, кстати, общаются также в некоторых селах Дагестана. В кетшском языке на каждое существительное и глагол существует свой падеж, и всего таких падежей целых 17. При этом около 2000 жителей Хыналыга считают себя древними потомками племен Кавказской Албании. Наверное, какая-то доля правды в этом есть, потому что они очень мало похожи внешне на азербайджанцев, высокие ростом, статные телом, со светлыми волосами и с серыми или голубыми глазами.

«Зимняя диета» жителей Хыналыга состоит из сушеного мяса, которое развешивается как белье на улице, сушеного сыра, горного меда. Пьют селяне также молоко своих низкорослых коров, которых выгоняют на пастбища в долины с наступлением зимних холодов. Зимой в Хыналыге остаются лишь старики и дети. Все взрослые в это время пасут скот внизу на равнине.

Недавно всемирный фонд памятников включил село Хыналыг в число 100 памятников мировой культуры и истории, которые могут в ближайшее время, если не принять должных мер, исчезнуть с лица земли.


© Mircalypso.ru, 2005-2018

Адрес: м. Кузнецкий мост, ул. Кузнецкий мост д. 19, стр.1.
Телефоны: (495) 651-61-91 (многоканальный). Карта сайта

На правах рекламы: услуги специалиста по контекстной рекламе