Другие наши проекты:

Купить, арендовать недвижимость за рубежом
Интернет-магазин сувениров


 

Страны > Европа и Средиземноморье > Турция. Туры и отдых на курортах Турции > Курорты Турции > Путешествие в Каппадокию 

Путешествие в Каппадокию

Каппадокия, ТурцияТурцию за последние десять лет посетило огромное количество туристов. Большинство были помногу раз, но в основном на побережье. Континентальная часть страны для большинства соотечественников абсолютно незнакома, если не считать бизнесменов, которые посещают Анкару. В месте с тем, одно из самых замечательных мест в Турции - Каппадокия, находиться в Центральной части современной Турции.

Каппадокия, ТурцияКаппадокия - самая отдаленная провинция Древнего Рима. Упоминания об этой местности есть в стихах Иосифа Бродского, об армии понтийского царя Митридата VI Евпатора, шедшей сюда, чтобы разбить здесь римские легионы Луция Корнелия Суллы и в конечном итоге быть разгромленной теми же римлянами, в многочисленных книгах по богословию и истории христианства в сказаниях о Василии Великом и его брате Григории Нисском - "Великие каппадокийцы". В Каппадокии, в Гюзельюрте родился Григорий Богослов, еще один столп православной церкви. Именно им был придуман григорианский календарь, которым мы пользуемся до сих пор.

Из Кемера, Измира и Даламана в Каппадокию производятся экскурсии, воспользовавшись которыми можно посетить это интереснейшее место, а так же ознакомиться с крупными историческими центрами, которые находятся по пути следования экскурсии.

Каппадокия, Турция Каппадокия сегодня скорее историческое, чем географическое понятие - ее границы за тысячелетия истории менялись многократно, и сейчас в ее территорию входят, в основном, вилайеты (провинции, илы): Невшехир, Нигде (это такой город!) и Кайсери. Маршрут, по которому пролегает дорога на Каппадокию проходит по большему числу исторических местностей и связан с множеством персонажей, описание которых находят место в религиозной и исторической литературе всех народов мира. Многие из них будут интересны приверженцам различных религий и встретятся по пути следования экскурсий.

Каппадокия, Турция Маршрут экскурсий из Кемера проходит вдоль всего побережья Анталии до Сиде, затем пересекает весь массивный хребет среднего Тавра в долину Кония. Переезжая через Тавр экскурсионные автобусы оказываются на высоте более 2000м где с ранней осени и до поздней весны, на склонах можно увидеть снег и насладиться зимними горными пейзажами, столь необычным здесь явлением. Дальнейший путь экскурсии проходит по самой большей в Турции равнине Кония, которая располагается на отметке 1000м над уровнем моря, по которой проходил знаменитый Шелковый путь, о чем свидетельствуют полуразрушенные и восстановленные многочисленные Караван-сараи, служившие ночным пристанищем купцам, ведущим свой путь из далекой Персии и Индостана. На пути следования экскурсий встречаются многочисленные исторические центры Турции. Наиболее значимые из которых: Конья, Аксарай, Невшехир, Гореме, Ургюп, Авенос.

Посмотреть фотогалерею по курорту Каппадокия

Конья

Конья, ТурцияГород Конья действительно славен своей богатой историей. Трудно сказать, когда он был основан. Люди жили здесь еще в каменном и бронзовом веках. Он был известен при хеттах, был столицей при фригийцах в 7 веке до н.э., здесь были лидийцы, ахемениды, потом Александр Македонский и его полководцы. Конья под именем Иконий (Iconium) была столицей римской провинции Ликаония. Конечно, здесь был вездесущий Адриан, назвавший ее просто и коротко "Colonia Aelia Hadriana Augusta Iconiensium". Здесь неоднократно бывал такой же неутомимый апостол Павел - Икония и Листра, нынешний Хатунсарай, расположенный километрах в тридцати к юго-востоку от Конья, часто упоминаются в Евангелии, в Деяниях апостолов. "Они же, отрясши на них прах от ног своих пошли в Иконию" (Деяния 13, 51). Здесь в семидесятых годах IV века жил и работал соратник Василия Великого епископ и богослов Амфилохий Иконийский, родившийся неподалеку отсюда в историческом центре Каппадокии городе Кайсери.

Конья, ТурцияПреподобный Амфилохий внес большой вклад в развитие и обоснование троического богословия, в частности, ипостасных свойств Бога Сына и Бога Святого Духа. Сам термин "ипостась" впервые был введен в научный богословский оборот именно Амфилохием Иконийским. В VIII - IX вв. Конью временно захватывали арабы. С приходом сельджуков в Коньи утвердился ислам, и в 1076 году Конья стала столицей сельджукского Конийского султаната. Сулейман I, Кылыч Аслан I-IV, Ала-эд-Дин, Гюас-эд-Дин Кихюсрев I-III сменяли друг друга, то воюя с соседними бейликами, то интригуя перед татаро-монголами, которые пришли сюда в 1243 году.

Последние султаны династии Караманогул умудрялись сохранять относительную независимость Коньи уже при османах, пока в 1467 году великий Мехмет II-й Завоеватель, недавно захвативший Константинополь, не положил этому конец, взяв город штурмом и посадив сюда править своего сына Мустафу Шехзаде.

Наследие османского периода, в Коньи до сих пор каждый день работают мечети Султана Селима (XVI век), Серафеддина (XVII век), а также выполненная в стиле барокко (!) мечеть султана Абдулазиза (1676 год, перестроена в 1867 году). Сохранились многочисленные бани XV века, мавзолей великого Мевлана - исламского мистика и поэта Джелал-Ад-Дина Руми. Для того чтобы обойти все памятники этого удивительного города не хватит и недели, поэтому мы ознакомимся с одним из самых почитаемых памятников ислама - Мечетью Мевлана

Мевлана

Существуют две основные ветви ислама: суннизм и шиизм. Турки относятся к суннитам, правоверным мусульманам, считающим, что дело общины решать вопрос об имаме, в том числе, имам-халифе. Шииты (населяющие в основном Иран, Йемен, Сирию, Азербайджан и некоторые другие страны, в том числе, часть Ирака) признают исключительное право Али - зятя Пророка Мухаммеда (мир и милость ему от Аллаха!) и его потомков от брака с дочерью Пророка Фатимы на духовное и светское руководство жизнью мусульман (имамат). Имеются различия и в отношение к сунне - священному преданию мусульман, к паломничеству, а также существует ряд догматических расхождений, хотя сам Коран является единым для обеих ветвей с некоторыми редакционными оговорками. Наряду с этими двумя ветвями в исламе с VIII века существует мистическое течение - суфизм, суть которого в непосредственном познании Аллаха простым верующим муридом через мистическую любовь и слияние с Ним.

ТурцияДо XI-XII века суфизм преследовался официальным исламом, после XII века получает известное признание, хотя и со многими нюансами, которые стоили головы некоторым суфистам. Слияние с Аллахом достигалось особой аскетической практикой под руководством опытного старца-наставника. С суфизмом связано творчество Низами, Алишера Навои, Хафиза. Одним из основоположников и ярких представителей мистиков суфистов и был Мевлана, который прожил яркую полнокровную жизнь и дал свое имя влиятельному дервишскому ордену мевлевиев. В христианстве нечто подобное было у исихастов, последователем которых был наш Нил Сорский, живший недалеко от Ферапонтова монастыря. Правда, Нилу Сорскому не удалось организовать свой орден, да он и не пытался, а наоборот, возглавил нестяжателей и осуждал Иосифа Волоцкого, который формировал мощные и богатые монастыри - опору государства.

Умер Мевлана 17 декабря 1273 года. Современники говорили, что без Мевлана Конья опустела. Его духовным наследником стал с начала Челеби Хюсамеддин, а потом сын Мевлана, Султан Велед, организовавший мавзолей Мевлана, который после провозглашения отцом турецкой нации Мустафой Кемалем Ататюрком независимой Турецкой Республики был превращен в Музей Мевлана, включающий Храм Мевлана.

Мавзолей Мевлана

Мавзолей и Храм Мевлана построен тебризским архитектором Бедреддином в 1274 году по обычной схеме сельджукских мавзолеев: восьмигранная призма с восьмигранной же пирамидой равной с ней высоты. В 1396 году эти призма с пирамидой были заключены в цилиндр с круглыми ребрами и такой же конус, выложенные керамической плиткой изумрудного цвета. Под карнизом, там, где цилиндр переходит в конус красивой арабской вязью белым по темно-голубому выведены некоторые суры из Корана. Это сооружение не имеет аналогов в мусульманской архитектуре и считается одним из самых красивых во всем исламском мире. Остальная часть комплекса Храма представляет собой по архитектуре обычную мечеть с внутренним двориком, традиционным фонтаном и местом для омовения правоверных. Внутри дворика находятся еще несколько мавзолеев, где похоронены Хасан Паша, Синан Паша, Мехмед Бей, дочь Мурад Паши Фатима Хатун.

В Мавзолее непосредственно под высоким изумрудным куполом можно увидеть мусульманские святыни - саркофаги самого Мевлана и его отца, покрытые тяжелыми коврами, вытканными из серебряных и хлопковых нитей; на коврах золотым шитьем каллиграфической арабской вязью выведены изречения из Корана. Здесь же можно прочесть изречения самого Мевлана из "Диван-и-Кебира", посвященные смерти. Рядом находятся саркофаги жены Мевлана, его детей, внучки, и других потомков Мевлана, которые посвятили свою жизнь пропаганде его учения. Здесь же саркофаги шейхов и других сподвижников Мевлана. Туристы всегда приходят в изумление от того как истово поклоняются местные жители праху своего Учителя.

Каппадокия

Каппадокия, ТурцияКаппадокия - страна Красивых Лошадей в переводе с языка хеттов, назвавших ее так четыре тысячи (!) лет назад - скорее историческое, чем географическое понятие: ее границы за тысячелетия истории менялись многократно и сейчас в ее территорию входят, в основном, в вилайеты (провинции, илы): Невшехир, Нигде (это такой город!) и Кайсери.

Центральная часть Каппадокии находится примерно в четырехстах километрах к юго-востоку от Анкары или на таком же расстоянии к северу от порта Мерсин и города Адана. Границы Каппадокии можно определить по естественным образованиям. Каппадокия это территория с центром на вершине Эрдаш Даги (1982 м), на севере выходящая на правый берег реки Кызыл Ирмак и включающая на востоке вулканические вершины Эрджиес Даги (3916 м), на юго-западе Хасан Даги (3268 м) и Мелендиз Даги (2963 м). Несмотря на обилие солидных вулканических вершин, все двести с лишним километров от Конья до Невшехира проходят по абсолютно плоскому высокогорному плато, которое, судя по отметке уреза воды озера Туз, находится на высотах около тысячи метров над уровнем моря. Каппадокия начинается с каньона Ихлара , в который можно попасть свернув с главной трассы и проехав 40 км .

Каппадокия, ТурцияВся долина Ихлара - гигантский исторический памятник под открытым небом, памятник мирового значения. В отвесных скалах долины Ихлара находится 105 церквей первых веков христианства и жилые дома - пещеры на 5 000 жителей, 6 открыты для посещения. Судя по неплохо сохранившимся росписям, Йыланлы - это церковь Георгия Победоносца. Агачалты, сохранившая фрески сцен Введения во Храм, Благовещения, встречи Марии и Елизаветы, Рождества Христова, бегства в Египет, Успения и Вознесения, скорее всего, посвящена Богородице.

Ихлара напоминает всем просвяшенным и любителям путешествий Гранд Каньон на великой американской реке Колорадо. Долина Ихлара - это такой же каньон, уменьшенная копия колорадского. Если у Гранд Каньона высоты скал у уреза воды от 120 метров до километра, то в Ихлара они не превышают 150-200 метров. Церкви же здесь начали устраивать в первые века христианства. Росписи, судя по изображенным святым и самой живописной технике, относятся к более позднему периоду, скорее всего периоду иконоборчества.

Невшехир

Невшехиром он назывался не всегда. Он был основан, вероятнее всего при хеттах, которые почти четыре тысячи лет назад медленно продвигались по протекающей неподалеку реке Кызыл Ирмак и ее притокам, Тогда этот город назывался Нисса. Он был свидетелем всей турецкой истории, давая приют тем же хеттам, римлянам, византийцам, сельджукам, армянам и евреям которые вместе с греками, молдаванами, украинцами и русскими являются прямыми предками нынешнего турецкого народа. Какое-то время город назывался Мушкара.

Нынешнее имя Невшехир означает что-то вроде Нью-Йорка или Новгорода, точнее - Новый Город. Невшехир получил его сравнительно недавно, всего в XIV веке. К сожалению, у трехдневных экскурсионных программ не хватает времени на Невшехир. А это замечательный и знаменитый город! Здесь жил и работал епископом один из отцов православной церкви святой Григорий Нисский, богослов и философ, тонкий интеллигентный человек, младший брат того самого Василия Великого, который изображается в деисусном чине иконостаса практически любой более или менее крупной православной церкви после Иоанна Предтечи, Архангела Михаила и апостола Павла. Григорий в деисусе изображается редко, но в росписях любого храма и на многих иконах обязательно присутствует. Он родился в 332 году нашей эры неподалеку отсюда, в Кайсери, которая называлась тогда Кесарией Каппадокийской в отличие от Кесарии Палестинской, находящейся там и сейчас всего в часе езды от Тель-Авива на север по направлению к Хайфе.

В Невшехире на высокой горе находится музей еще одного исламского философа и мистика Хаджи Бекташ-и-Вели, который жил тысячу лет спустя после Григория Нисского и был для Турции чем-то вроде нашего Сергия Радонежского, своего современника, способствуя формированию национального самосознания турецкого народа, который тоже страдал под гнетом татаро-монгольского империализма. Хаджи Бекташ-и-Вели был основателем ордена Бекташей, духовного покровителя янычар. Рядом с Невшехиром, в Киршехире, есть мавзолей поэта Юнуса Эмре, 1991 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Юнуса Эмре и - не случайно - годом любви к ближнему. Там же работает мечеть, названная по имени Ахи Эврана, основателя еще одного влиятельного братства, названного его именем.

Гёреме

Одна из главных природных достопримечательностей - долина Гёреме. Почти до горизонта простирается долина, заполненная сотнями сооружений неправильной конической формы, с когда-то прямоугольными нишами, прямые линии которых теперь стерты временем и превращены в кривые, ограничивающие распахнутые пасти черных провалов, ведущих внутрь этих ульев для птеродактилей.

Приглядевшись из общего хаоса нагромождений и провалов можно выделить: - редкие одинокие скалы, похожие на динозавров или ящеров, вставших на задние лапы и вытянувших все тело вверх к плоским остроконечным и часто продырявленным змеиным головкам, задранным к небу; - термитники, стоящие в одном ряду с обычными двухэтажными домами с застекленными рамами, которые выглядят как будки для двухэтажных собак, охраняющих покой гигантских жителей этих гигантских термитников; - странные гладкие и округлые образования песочного цвета, которые больше всего походили на десятки рядов гигантских яиц, срезанных наискось и поставленных рядом на плоскость среза так, что их округлые поверхности, слегка деформируясь, входили одна в другую, а острые кончики торчали вверх как многочисленные зубы гигантской челюсти первобытной акулы; - плоские, хорошо видимые с обрыва, каменные наплывы, образующие узор, подобный мраморному. - абсолютно фаллического вида огромные каменные столбы с характерными головками, которые напоминают о каких-то каменных великанах, лежащих на спине и почти полностью зарытых в каменистую землю.

Считается, что долина Гереме и десятки других подобных здешних долин с "волшебными каминами", "fairy chimneys" - так они называют эти странные конусы и пирамиды - образовались в результате извержения близлежащих вулканов Эрджиес, Гюллюдаг и Хасандаг, которые в течение многих миллионов лет своей деятельности заполняли здешнее пространство пеплом, грязью и горячей лавой, застывавшей в самых причудливых сочетаниях и формах, Затем вода и ветер делали свое дело. Грязь и пепел вымывались, мягкая лава и твердые скалы выветривались, естественно, выветривались неравномерно, образуя все это фантастическое и хаотическое нагромождение объемов и сочетание поверхностей.

Люди тоже приложили свои руки к этому преобразованию, живя здесь сотни тысяч лет и приспособив значительную часть волшебных изделий под свое жилье. Внешне это объяснение выглядит стройным и логичным, но верить ему все равно не хочется - слишком уж фантастичен окружающий пейзаж. А если спросить себя, почему же другие вулканы нигде не произвели ничего подобного, то это нанесет сокрушительный удар и по стройности, и по логике. В этих местах особенно приятно встретить здесь рассвет, и не один, проникнуться всем этим сюрреализмом, по сравнению с которым сюрреализм того же Дали кажется академическим произведением выпускника советской школы живописи и ваяния образца 1937 года.

Ургюп

В 7 километрах от Гёреме на высоте 1200 м над уровнем моря расположен главный туристический центр Каппадокии - город Ургюп. Расположенный у подножья вершины желаний, город упоминается на некоторых старых картах как Осианна. Совместными усилиями бывшего мэра Ургюпа Али Бара Нумвнголу и местных жителей в городе выстроены отели, базы отдыха, пансионаты, дискотеки и развлекательные центры.

Посещающие Каппадокию экскурсии обычно останавливаются для ночлега в гостиницах города, поскольку город расположен в непосредственной близости от главных природных памятников Каппадокии - долины Гёреме, скальных крепостей Учхисар и Ортахисар, а так же от знаменитой на весь мир долины Пашабаглары. Туристы здесь имеют возможность поселиться в гостиницах, стилизованные под подземные жилища, комнаты, коридоры и рестораны которых расположены в высеченных в скале гротах. И многие выбирают именно такие отели, чтобы на себе испытать образ жизни христиан, населяющих издавна этот регион и использовавшие такого рода жилища для проживания.

В Ургупе расположены так же сохранившиеся с османских и сельджукских времен постоялый двор, турецкая баня, фонтан, мечеть и библиотека. Открыт для посещения и дегустации вин, расположенный в городе винный завод Турасан , выпускающий одноименную торговую марку знаменитых Каппадокийских вин. Недалеко от Ургюпа, в местечке Авчилара расположен музей под открытым небом: охраняемый и финансируемый государством комплекс христианских церквей, сохранившихся в здешних фантастических каменных пирамидах со времен Василия Великого, жившего в 329-379 гг. н.э. и организовавшего здесь первый монастырь.

Все первые века христианства верующие бежали сюда из Иерусалима и из других мест, спасаясь от преследований официальных властей. Кстати, Каппадокийцами были все сорок севастийских мучеников, празднование памяти которых совпадает у нас с прилетом скворцов и жаворонков и отмечается как раз 22 марта. Все они погибли из-за отказа принести жертву языческим богам. Церкви строились здесь и позже, в период иконоборчества, потом при сельджуках. Самая новая церковь сооружена и расписана уже в тринадцатом веке, незадолго до прихода татаро-монгол. Всего в районе Гёреме и ближайших окрестностях находится около 400 подобных церквей - небольших, редко двух-четырехстолпных, редко трехапсидных. Наиболее известные и хорошо сохранившиеся церкви музея под открытым небом - Токалы, Чарыклы, Каранлык, Элмалы, Йиланлы, Саклы и полуразрушенная Эль Назар. За этими турецкими названиями скрываются уютные, совсем родные православные церкви, богато расписанные яркими фресками, сохранившими первозданную свежесть минеральных красок.

Аванос

Дата основания поселка Аванос точно не извесна. Этот поселок находился в пределах кочевавшего с востока на запад и осевшего на юге горы Зиярет , неподалеку от полноводной реки Кызылырмак, сельджукского племени под предводительством Эвронос Бея. По началу его именовали Эвронос, после название трансформировалось а Авонос а позднее в Аванос которое и обозначает город сегодня. Однако есть сведенья, что в более ранние времена в период Византийской империи этот регион именовался Ванесса.

В переводе с латинского “ванесса” означает расположенный на реке город . Расположение города на реке, изобилующей ценной для гончарного производства глины, зародило в этом городе с древних времен производство керамических изделий. С веками искуство производства изделий из керамики совершенствовалось. В средние века керамические изделия из Аваноса расходились по великому шелковому пути по всему миру. В древнем турецком языке есть пословица, символизирующая простоту решения, которая в переводе звучит как: “Даже слепой найдет дорогу в Аванос”. Видимо имелись в виду остатки битой глиняной посуды по Всему Шелковому пути , которую выбрасывали неряшливые торговцы.

Нынешние жители Аваноса продолжают традиционно заниматься производством керамики, бережно передавая свое искуство из поколения в поколение. В Аваносе расположен подземный музей коллекционной керамической посуды который посещают все экскурсии, проходящие по Каппадокии. Кроме всего в городе развито производство турецких ковров и изделий из оникса. В городе расположено самое знаменитое в Турции училище ткатского искуства. Мастера проходят обучение искуству изготовления ковров и передают его по всей Турции.

Недалеко от Аваноса расположен природной памятник Пашабаглары. Здешние перибаджалары (каменные столбы) являются многовершинными и самыми высокими в регионе. Это место самое излюбленное для посещений местных и иностранных туристов.

Подземные города

Если бы в Каппадокии были бы только перибаджалары, этого уже было бы достаточно для того, чтобы привлекать в это место многочисленных туристов. Однако природа наградила Каппадокию еще и загадками прошлых цивилизаций в виде подземных городов. Деринкую, Каймаклы, Озконак, Мазыкую, Татларын, Гельверы - это названия гигантских подземных городов, расположенных здесь, в Каппадокии. Они были открыты сравнительно недавно, в тридцатые годы теперь уже прошлого, ХХ века, хотя самые известные из них открыты гораздо позже - всего тридцать или сорок лет назад.

На сегодняшний день их известно 36, и их число почти каждый год увеличивается в связи с новыми находками. Самый большой из них - Деринкую, восьмиэтажный подземный город на десять тысяч жителей, находящийся километрах в тридцати к югу от Невшехира под современным селением такого же названия, в удалении от магистрали на Ургюп. В самом селении Деринкую, расположенном на высоте 1355 метров над уровнем моря, проживает всего семь тысяч человек. В целях экономии времени экскурсии заезжают в подземный город в деревне Саратлы, который открыт недавно и самый удобный для посещения. До сих пор ученые не пришли к какому-то приемлемому выводу о происхождении и назначении подземных городов Каппадокии. Превалирует точка зрения, согласно которой эти города служили убежищами от многочисленных врагов.

Эта точка зрения находит ряд подтверждений в виде специализации ряда помещений под хранение запасов, а на верхних этажах даже для содержания скота. В то же время существует ряд вопросов, на которые не решается ответить никто. Вот некоторые из них: - Когда, кем и зачем построены эти города? Откуда пришли и куда исчезли строители? - Каким образом вынутый грунт транспортировался с нижних этажей? - Куда вообще девался вынутый грунт, если никаких терриконов в окрестностях не обнаружено? - Почему стены верхних этажей вообще не имеют никаких следов орудий, а нижние явно вырублены (я сам видел эти регулярные штрихи от режущего инструмента - кайла или долота)? - Какова роль этих вертикальных жерновов и откуда они взялись? Распространенная версия, что жерновами просто перекрывали тоннели, чтобы посторонние не могли войти, достаточно слаба. - Каким образом готовилась пища и куда уходил дым от очагов? - Каким образом эти десять тысяч человек отправляли, извините, естественные после сытной и горячей пищи надобности, если следов ни одного туалета, например, в Деринкую, не обнаружено? - Каково назначение многочисленных отверстий диаметром около десяти сантиметров, выходящих на поверхность? Почему некоторые отверстия сдвоенные? Почему все без исключения города расположены четко по странам света от близлежащих высот: к востоку, к югу, к западу от вершин, но никогда к северу?

Список этих вопросов можно продолжать и продолжать. На многие из них ученые, естественно, предлагают ответы, но достаточно неубедительные. В окончании рассказа можно только заметить: Каппадокия так же неисчерпаема, как атом и в этом вы наверняка убедитесь.


© Mircalypso.ru, 2005-2017

Адрес: м. Кузнецкий мост, ул. Кузнецкий мост д. 19, стр.1.
Телефоны: (495) 651-61-91 (многоканальный). Карта сайта

На правах рекламы: услуги специалиста по контекстной рекламе