Другие наши проекты:

Купить, арендовать недвижимость за рубежом
Интернет-магазин сувениров


 

Страны > Европа и Средиземноморье > Турция. Туры и отдых на курортах Турции > Стамбул - город на двух материках > Мечети Стамбула 

Мечети Стамбула

Разнообразие мечетей в Стамбуле поражает: если одни из них куполами устремляются в небо, то другие отыскать совсем непросто. Часть мечетей были переделаны из церквей после завоевания города османами. Многие из них признаны национальными памятниками и не используются в религиозных целях

Айя София

Стамбул, ТурцияАйя София, построенная на холме в центре старого Византия, поражает своим видом с моря. После разрушения старой церкви, стоявшей на холме в 532 году, император Юстиниан приказал построить на этом месте новую церковь, в короткие сроки. После проведения планировочных работ император Юстиниан назначил математика Аментия из Тралл и знаменитого архитектора и статистика Исидора из Милета, ответственными за исполнение проекта. Айя София являлась самой значительной христианской святыней на протяжении тысячи лет. Храм символизировал имперскую сущность Рима и понимание Бога в христианстве. После постройки храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537 гг.) Юстиниан воскликнул : «Соломон ! Я превзошел тебя!l»

Айя София, украшенная мрамирными панелями и орнаментом из мозаики, образующими захватывающий дух ансамбль, была названа 8 чудом света. Практически невозможно определить размеры и пропорции грандиозного сооружения, после того, как входишь в Императорские Ворота Храма, открывающие вид на величественный купол. Этот эффект «свисающего с неба потолка», был задуман создателями храма специально и достигается при помощи прямых и преломленных лучей света, проникающих в храм. Учитываю низкую техническую оснащенность тех дней, Айя София, поистине, является архитектурным шедевром той эпохи. Стены украшены дорогими мраморными панелями: зеленый мрамор, красный египетский порфир, желтый нумидийский мрамор, восточный белый мрамор с желтоватым оттенком, знаменитый белый и лиловый камень, привезенный из Фригии и, мрамор, добываемый в маленьком греческом городке Каритос, расположенном у подножия горы Охи. Мраморные пластины, уложены на стенах таким образом, что полоски между ними образуют загадочный причудливый орнамент, где некоторым посетителям удается даже разглядеть «лицо Зла». Высота колонн в прилегающих помещениях отличается от колонн в основном зале. Таким образом храм способен выдержать значительную весовую нагрузку. Также, как парные колонны, сделанные из красного порфира, сходящиеся в каждом углу центрального зала, остальные, выполненные из зеленого мрамора, привезены из Эфеса и ливанского города Баалбека и оформлены «наконечниками,» расписанными византийской декоративной вязью. Купол, возвышающийся над колоннами, символизирует небо. Окна, без единого переплета, встроенные в купол, как бы бросают вызов законам земного притяжения. К основному куполу прилегают два полукупола. Расстояние между вершиной купола и полом составляет 55,6 м. Купол, ширина которого 33 м., посажен на 4 угловых основания, украшенных крыльями ангелов. Угловые основания, в свою очередь, подкреплены пирсами, размерами 8 ? 20 м. Из-за высоты стен и выступающих балконов невооруженным глазом пирсы разглядеть невозможно. И лишь укрепительные сооружения, обавленные в восточной и западной секции храма, на случай эмлетрясений, немного портят внешний вид. В декоре внутреннего интерьера Айя Софии, помимо позолоты и мозаики, использовались росписи схожие с теми, что и в церкви Святого Виталия в Ровенне, построенной в том же году.

Крест на куполе, символизирующий победу в IX в. был заменен на пантократорский знак. Кроме того, были добавлены мозаичные изображения Девы Марии и другие сюжеты библейской тематики, датированные XII — XIII вв. десь же находится мозаика венецианца Инрико Дандоло — командующего армией Крестового похода 1294 г., метающего со своего пути всех и вся. Существует легенда, что султан Мехмед Завоеватель после взятия Константинополя, поднявшись на купол Айя Софии и увидев руины пристроек храма, воскликнул: «ничто в этом мире не вечно!»

Затем Айя София была переделана в мечеть и к храму были пристроены 4 минарета. Айя София пережила 5 султанов и в 1934 году была объявлена национальным музеем.

Голубая мечеть

Голубая мечеть, Стамбул, ТурцияОна же мечеть Султана Ахмета, расположенная напротив Айя-Софии и Ипподрома, считается важнейшей городской мечетью. Архитектором мечети был Седефкар Мехмед-Ага. Султану Ахмету было всего 17, когда началось строительство, завершенное в 1616 году. Правда, уже в следующем году Ахмет умер от тифа и был похоронен рядом с мечетью. Над его гробницей был построен мавзолей. Как и все мечети того времени, Голубая мечеть строилась как целый комплекс, включающий в себя медресе (мусульманское учебное заведение, служащее средней школой и семинарией), больницу, баню, начальную школу, имарет, рынок Араста и многое другое.

В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений. Особый интерес вызывает то, что это единственная мечеть в Стамбуле сразу с 6 минаретами. У 4 из них есть имеются по 3 балкона (шерефе), и эти минареты расположены по углам мечети. Два других минарета с двумя шерефе находятся по углам внутреннего двора.

Зал внутри мечети просто огромен и удивительным образом полностью заполнен светом, проникающим в мечеть сквозь 260 по-особому расположенных окон. При входе в мечеть становится ясно, почему ее называют «Голубой» — весь интерьер исполнен преимущественно в этих тонах. Голубые изразцы на стенах особенно поражают воображение. Тем не менее, пол мечети устлан коврами красных и вишневых оттенков. Купол собора, вне всяких сомнений, строился в подражание куполу Айя-Софии, его диаметр составляет 33,6 метров, а высота 43.

Мечеть Календерхане

Мечеть Календерхане, расположенная в непосредственной близости от акведука Валента и построенная в конце XII в., в Османский период была отдана на пользование дервишам. Образцы мозаики и росписи, в том числе и сюжеты из францисканской легенды, обнаруженные в ходе реставрационных работ, пока еще не открыты для посетителей.

Мечеть Фетхие

После завоевания Константинополя монастырь Святой Девы, датированный XII — XIII вв., являлся центром православной патриархии.1591 году церковь была переделана в мечеть. Южная часовня известна своей великолепной мозаикой, самыми известными из которых являются изображения Иисуса Христа и 12 апостолов, Страшного Суда, Девы Марии, и Святого Иоанна.

Малая Айя — София

До своего превращения в мечеть Малая Айя — София была церковью, построенной в честь двух римских легионеров, Сергия и Бахуса, по национальности сирийцев, казненных после принятия христианства. Церковь была построена за несколько лет до храма Айя -София. Купол, как и 16 сферических и плоских пендантов, наряду с вогнутыми секциями, посажены на восьмиугольные укрепительные пирсы. Из богатого внутреннего оформления сохранились лишь мраморные пластины и колонны.

Мечеть Баязида, Стамбул, ТурцияМечеть Баязида

Мечеть Баязида, построенная сыном Мехмеда Завоевателя султаном Баязидом II в 1501-1506 гг. является самой старой султанской мечетью в Стамбуле. Мечеть отражает моду на строительство купольных сооружений, которая является результатом влияния храма Айя — София. Особенный интерес вызывает передний двор прямоугольной формы с арками. Вход в мечеть украшают ворота, оформленные сталактитообразными орнаментами, что отражает влияние сельджуков в архитектуре строения. 24 купола покоятся на 20 античных колоннах, сделанных из красного порфира и розового гранита. Приют, являвшийся частью комплекса и расположенный у входа в университет, между медресе и Сахафлар Чаршысы, сегодня является бибблиотекой.

Мечеть Фатих

Мечеть, которая была построена Мехмедом Завоевателем на 4 холме города, была разрушена землетрясением и отстроена заново в 1780 году. От 8 школ Корана, турецких бань, караван — сарая и больницы, образующих комплекс, до наших дней сохранилось совсем немногое. Старые чинары в переднем дворе и входные ворота — современники Мехмеда завоевателя. Кроме того, вызывает интерес, расположенная здесь, могила султана.

Мечеть Мехримах, Стамбул, ТурцияМечеть Мехримах

Мечеть была построена архитектором Синаном в честь дочери султана Сулеимана Великолепного Мехримах Султан в 1560 году, на самой высокой точке города, рядом со стенами Теодосия. Мечеть является одним из лучших поздних творений признанного мастера. Форма творения, как оригинальна, так и жизненна. Постройка кубической формы, на ней 37 м. купол и высокий изящный минарет пристроен к ней. Свет, проникающий внутрь сквозь изгибы стен с тремя рядами окон, освещает главную залу и создает ощущение легкости и пространства.

Мечеть Ортакей (Ortakoy)

Мечеть, построенная по приказу султана Абдумеджита в середине XIX в., благодаря своему расположению прямо на берегу Босфора и изящности строения является одним из лучших образцов поздней османской архитектуры.

Мечеть Рустем Паши

Всего в нескольких шагах от Египетского Базара скрыта одна из реальностей османского Стамбула- мечеть Главного Визиря и зятя Султана Сулеимана Великолепного Рустем Паши. Мечеть была построена в 1561 году архитектором Синаном по приказу Сулеимана Великолепного сразу после окончания строительства мечети Сулеймание. Мечеть которую не особо жалуют туристы, является одной из самых красивых и заслуживает того, чтобы уделить время для ее посещения. Особый интерес представляют старые ковры, изразцовая отделка внутреннего интерьера, относящаяся к периоду развития османского керамического искусства. После суеты уличных рынков, раскинувшихся вокруг, тишина, стоящая внутри мечети, создает иллюзию остановившегося времени.

Мечеть Шехзаде

Архитектор Синан, со свойственной ему скромностью, назвал Мечеть Шехзаде, созданную им у акведука Валента, в честь умершего в раннем возрасте сына Сулеимана Великолепного, Мехмуда, «работой подмастерья». Мечеть, строительство котоорой велось с 1544 по 1548 гг., является первым серьезным творением мастера. Мечеть Шехзаде стоит на пересечении дорог между Айя — Софией и первыми шагами великого мастера к званию главного архитектора Османской Империи. Синан внимательно изучил строение куполов и помещений храмов Айя — София. Ему удалось совершить архитектурную эволюцию, добавив главному куполу не два, а четыре полукопола, а к этим полукуполам, еще серию полукуполов. таким образом, все строение превращалось в единый квадрат, заостренный кверху. При взгляде изнутри — плоский и легкий, в то время как наружи -динамичный, благодаря строгому разделению стен и ритмичной структуре куполов. Особый интерес представляет гробница Мехмеда в саду, отделанная фарфоровой плиткой.

Мечеть Сокуллу Мехмеда Паши

Ни одна из мечетей в Стамбуле так хорошо не поставлена и так пропорциональна, как Мечеть Сокуллу Мехмеда Паши, Архитектор Синан, построивший в 1571-1572 гг. для одного из самых важных визирей Османской империи Сокуллу Мехмеда Паши, маленькую мечеть. Объединив равный купол с четырьмя малыми куполами в квадрат, ему удалось установить верхний ярус таким образом, что полушарие купола совпало с границей зала для молитв.

Мечеть Сулеймание

Мечеть Сулеймание, Стамбул, ТурцияВо время правления султана Сулеймана Великолепного Османская Империя была доминирующей силой в мировой политике, а потому, этот период принято считать пиком могущества в турецкой истории. В архитекторе Синана Сулейман Великолепный нашел воплотителя своих грандиозных идей Мечеть, построенная в 1550 — 1557гг., придает городу ни с чем не сравнимое очарование. Мечеть является апофеозом Османского классицизма и лишь, поистине уникальный шедевр — мечеть Селимие, в Эдирне, построенная Синаном в конце жизни можно считать более совершенным творением мастера. В своей автобиографии Синан писал, что храм Айя — София, был важным критерием оценки всех его творений, и он всегда стремился доказать, что, «можно делать лучше, чем греки» И действительно, мечеть Сулеймание яркое доказательство того что Синану удалось превзойти архитекторов Юстиниана. Архитектурное строение мечети на виду — четыре укрепительных пирса неспрятаны, как это сделано в Айя-Софии. Купол поддерживается четырьмя пирсами, заостряющимися кверху, что придает хорошо сбалансированному строению «легкость пуха». Заостренные арки, находящиеся над колонными из красного гранита, специально привезенного из Баалбека и площади Ипподром,связывют основное сооружение с примыкающими купольными помещениями. Полукупола над Михрапом (ниша, оказывающая направление Мекки) и входом, идеально гармонируют с куполами прилегающих помещений, тем самым предавая всему чувство свободы и раскрепощенности. Свет в мечеть проникает через 130 дорогих витражей. Совершенная статика мечети, высотой 49,5 м. и диаметром купола 26,2 м. подтверждается тем фактом, что мечеть не пострадала ни при одном из многочисленных землетрясений. Захватывающе выглядит система куполов, словно посаженных друг на друга.

Мечеть Сулеймание, Стамбул, ТурцияВид мечети, величественно возвышающейся на холмах, особенно хорош со стороны Галатского моста и Босфора. 4 минарета с 10-ю балконами символизируют султана Сулеймана Великолепного, являвшегося десятым султаном Османского государства и четвертым, взошедшим на трон после завоевания рода Синан построил два минарета короче, чем остальные гениальное решение, призванное сделать мечеть, построенную на холме более гармоничной. В комплекс, окружающий двор, водили школа Корана, турецкая баня, приют, караван — сарай, больницы и магазин. Двести деревень, несколько мельниц и два острова, принадлежали Фонду (Вакыф) Сулеймание. Особенно завораживающе выглядят старые чинары и маленький фонтан. На кладбище, за мечетью, находятся могилы султана Сулеймана Великолепного и его жены Хюрем Султан. Один венецианец писал : «Султан настолько влюблен и предан своей жене, что все поданные уверены, что Хюрем Султан его околдовала». Хюрем Султан, по национальности русская, известная среди стамбульских европейцев под именем «Роксалана», оставалась неприступной для султана до тех пор, а он не пообещал на ней жениться — прецедент никогда ее не имевший места среди Османских султанов. Неподалеку от мечети Сулеймание, на перекрестке архитектора Синана находится скромная могила самого архитектора. Султан Сулейман Великолепный как — то раз сказал о нем : «Синан — это единственный человек, который никогда меня не разочаровывал».

Мечеть Султана Ахмеда

Стамбул, ТурцияМечеть Султана Ахмеда — это символ Стамбула и место паломничества мусульман и туристов всего мира. Одна из самых больших мечетей города с 6 минаретами носит название «Голубой Мечети», благодаря Изникскому фарфору голубого цвета, использованному в декорациях интерьера. Мечеть, находящаяся на высоком холме на берегу Мраморного моря, напротив храма Айя-Софии, была построена в честь султана Ахмеда I (1603-1617 гг.). Купола, расположенные друг над другом в три яруса, симметрично вытянуты во всех направлениях. Также, как и внешний вид, интерьер мечети прост и гармоничен. Четыре изумительных пирса поддерживают главную арку и купол храма. Более 20 000 голубых и белых Изникских изразцов органично сочетаются с золотыми росписями сур из корана и красными коврами. Благодаря 260 окнам, большинство из которых цветные, огромная площадь, (51 ? 53 метра) внутри мечети прекрасно освещена, сохраняя в тоже время мистический полумрак. Голубая мечеть, строительство которой было завершено в 1616 году, это вершина всего Османского архитектурного искусства. В последующие годы Империя начала приходить в упадок.

Армянская церковь

Старейшую армянскую церковь города, церковь Святого Георгия Просветителя, построили в 1431 году на месте другой церкви — Святого Саркиса. Церковь многократно разрушалась. Последний раз это произошло в 1958 году при строительстве дороги между районами Каркёй и Топхане. В первой половине 60-х годов XX века церковь восстановили из оставшихся камней. Открытие торжественно прошло 15 мая 1966 года при участии Патриарха Шнорка Галустяна.


© Mircalypso.ru, 2005-2017

Адрес: м. Кузнецкий мост, ул. Кузнецкий мост д. 19, стр.1.
Телефоны: (495) 651-61-91 (многоканальный). Карта сайта

На правах рекламы: услуги специалиста по контекстной рекламе