Страны > Ближнее Зарубежье > Узбекистан > Основные достопримечательности Узбекистана 

Основные достопримечательности Узбекистана

ТАШКЕНТ

Узбекистан, ТашкентСквер Амира Тимура — площадь для военных парадов, место для конных и пеших прогулок в прошлом и старейший парк Ташкента, заложенный в 1882 г. по приказу генерала — губернатора Черняева. В 2009 году облик сквера изменен с учетом посторойки новых правительственных зданий на прилегающей территории.

Театр оперы и балета им. Алишера Навои — здание из желтого кирпича, совмещающее классический и центрально-азиатский стили, строительство которого окончено в 1947 г. Японскими военнопленными. Строительство велось под руководством архитектора Щусева, руководившего строительством мавзолея В. И. Ленина в Москве.

Медресе Кукельдаш построено в середине 16 в. визирем правителя Кукельдашем. После использования в качестве склада, а затем музея в советский период, медресе заново восстановило свое религиозное назначение.

Сквер Хаст Имам — священное сердце Ташкента и минимально русифицированная и советизированная часть города, состоящая из медресе Барак Хана, мечети Тилля Шейха и мавзолея Кафаль-Шаши.

Медресе Барак Хана построено в 16 веке наследником Тамерлана, правившего Ташкентом во времена Шейбанидов. Это административный центр Муфтия Узбекистана-официального главы ислама в республике.

Мечеть Тилля Шейха — построена в одно время с медрессе Барак Хана и является пятничной мечетью. Сокровищем его является Коран калифа Османа, один из древнейших в мире, в 655 г. окропленный кровью убитого калифа.

Мавзолей Кафаль-Шаши — усыпальница местного доктора, философа и поэта ислама, жившего с 904 по 979 г. г. Портал, внутренний купол и аркада датируются 16 в., когда в религиозных постройках использовались симметричные формы.
Музей прикладного искусства — хранилище прекрасных экспонатов народного искусства. Царский дипломат Половцев выразил свое уважение к Узбекской архитектуре, пригласив мастеров из Бухары, Самарканда, Хивы, Ферганы и Ташкента для строительства своей резиденции.

ФЕРГАНА

УзбекистанДворец Худаярхана — c 1863 по 1873, в период потрясений и завоеваний, Худаяр — хан Коканда — построил свой дворец-цитадель, называемый урда в противовес бухарскому арку. Американский дипломат Шулер описал это по окончании как «более величественный и более чарующий, чем любой другой в Центральной Азии ... сверкающий во всем великолепии его свежих плиток, голубых, желтых и зеленых». Худаяр построил дворец не только для удовлетворения собственной экстравагантности и прославления себя в ярчайших надписях, но и для своей матери, киргизки Хаким Аин. Стесняясь ее привычки жить в юрте, он поставил для нее во дворе шатер, имитирующий юрту.

Пятничная мечеть в Коканде — главная мечеть ханства для пятничной молитвы построена Омар ханом между 1809 и 1812 как столичная копия обычной сельской мечети. В советское время была закрыта и открыта вновь после реставрации в 1989 г.

Мемориальный парк Бобура — в семи километрах к юго — востоку от Андижана расположен этот парк, открытый в 1993 по случаю празднования принесения земли с могилы Бобура в Кабуле. Мраморное хранилище этой земли является центром сада, раскинувшегося на холмах, которые любил посещать Бобур. Перед тем, как покинуть Анжижан навсегда он пришел сюда, чтобы попрощаться. Там же находится и маленький музей Бобура с подъемником на вершину холма.

Фабрика Едгорлик — в 1983 году группа работников Маргиланской шелковой фабрики создали цех, где производили шелк вручную, возродив и сохраняя традиционные методы.

Медресе Норбутабей — простое по конструкции, но внушительное медресе было построено во время правления Норбута хана в 1799 году. Это медресе, в отличие от других медресе Коканда, продолжало функционировать во время Советского Союза.

Медресе Дастурхончи — построенная для обучения мужчин в 1833 году, медресе было реконструировано в 20 веке и в 1992 году открыло свои двери для 60 девушек в возрасте от 15 до 20 лет. Традиционные предметы дополнились домоводством и вышивкой.

ШАХРИСАБЗ

Ак СарайАк Сарай — «Тот, кто сомневается в нашем могуществе и щедрости, пусть увидит наши здания». Данное изречение Темура в большей степени относятся к Ак Сараю. После захвата Куня Ургенча в 1379 году, Темур отправил множество плененных ремесленников в Шахрисабз, чтобы построить величайший дворец, подобный мечети Биби Ханум в Самарканде. Название дворца, «Белый дворец», символизировало благородное происхождение Темура, а не отражало доминирующий цвет дворца, в украшении которого преобладала голубая, зеленая и золотая мозаика. Рабы-мастера из Хорезма и Азербайджана еще продолжали работы по строительству дворца в 1404 году, когда изумленный посол Испании Клавихо проезжал между 65 метровыми башнями, поддерживающими входной портал высотой 40 метров и шириной 22 метра, во внутренний двор дворца, шириной 100 метров и выложенный мрамором. Двор окружала 2-этажная аркада. Надпись на восточной башне, выполненная в стиле «куфи» гласит: «Султан — тень Аллаха [на земле]», в то время как надпись на западной башне: «Султан это тень». Возможно, мастер намеренно избежал симметрии, запрещенной Кораном, но по легенде, вспыльчивый Темур посчитал себя оскорбленным и приказал сбросить мастера с верхушки шедевра, который он создал.

Мечеть Кок Гумбаз («Голубой купол») — Городская пятничная мечеть. Построена в 1437 году Улугбеком в честь своего отца Шахруха (сына Темура). По замыслу Улугбека, мечеть стала главной мечетью города и одновременно центральной частью медресе (религиозной школы) Дорут Тиляват (Дом Спокойствия). На территории медресе находятся 2 мавзолея представителей клана Барласов. Первый из них был построен Темуром в 1373-74 годах для Шейха Шамседдина Куляля, лидера ордена суфиев и духовного советника Тарагая, отца Темура. Могила Тарагая также находится в этом мавзолее. Второй мавзолей был построен над могилами Сейидов (потомков внука Пророка Мухаммеда — Хусейна). Наличие второго мавзолея объясняет местное название комплекса «Гумбази Сайидан» — Купол Сейидов.

Мавзолей Дорус СаодатМавзолей Дорус Саодат («Средоточие власти и могущества») — еще один архитектурный ансамбль клана Барласов, законченный в 1392 году. Первоначальный комплекс был задуман наравне с другими грандиозными проектами Темура и располагался на площади 50 на 70 метров. Этот комплекс воздвигнут в честь старшего и любимого сына Темура — Джахонгира, умершего в возрасте 22 лет в результате падения с лошади. Здесь же покоится прах Умар Шейха — другого сына Темура.

Склеп Темура — хотя Темур не жалел средств на строительство мавзолеев для своих родственников, для себя он приказал построить небольшой подземный склеп в Шахрисабзе. Его последними словами были: «... только камень и мое имя на нем». Вместо этого его похоронили в роскошном Гур Эмире с огромным нефритом вместо надгробия. Склеп представляет собой подземную комнату, почти без украшений, кроме изречений из Корана на арках. Почти все пространство комнаты занимает каменный саркофаг, на котором были выгравированы выдержки из биографии Темура, на основании чего в 1963 году, когда склеп был обнаружен, и было сделано предположение, что склеп предназначался для Темура.

БУХАРА

Узбекистан, БухараМинарет Калян (1127) — (в переводе с таджикского «Великий», один из символов Бухары. Во время его постройки при Караханид Арслан Хане это, скорее всего, было высочайшим строением в Центральной Азии. Это невероятное сооружение высотой 47 метров за 875 лет своей истории ни разу не реставрировалось.

Таки Заргарон (1570) — базар ювелиров.
Таки Телпак Фурушон — базар головных уборов.
Таки Саррафон — базар менял.
Мечеть Магок-И-Аттори — остатки буддистского монастыря, зороастрийский храм и мечеть арабских завоевателей в одном месте.

Ансамбль Ляби Хауз (1620) — открытая площадь, построенная около водоема (в переводе с таджикского «вокруг пруда».
Медрассе и Ханака Нодир Диванбеги (1630) — построены напротив ансамбля Ляби Хауз министром эмира Нодиром Диванбеги.
Медрассе Кукельдаш (1568) — было самым большим мусульманским учебным заведением в Центральной Азии.
Крепость Арк — древний «город в городе», место проживания царствующих семей, с которого собственно начиналось строительство Бухары.

Мечеть Боло Хауз (1712) — (в переводе с таджикского «Мечеть у пруда») мечеть для царского двора.
Мавзолей Исмаила Самани (X век) — самое древнее сооружение города, известное необыкновенной элегантностью стиля.
Чашма Аюб (XII век) — («источник Иова») — комплекс построен возле источника. Легенда гласит, что пророк Иов за тысячу лет до исламского периода пришел в долину Заравшан во время великой засухи. Иов ударил по пыльной земле своим посохом, и в ту же минуту на этом месте возник спасительный целебный источник.
Ситора-и-Мохи-Хоса (1911) — летняя резиденция Бухарского эмира Алим Хана, построенная русскими переселенцами.
Чор Минор (1807) — («Четыре минарета») — одно из самых необычных и привлекающих строений Бухары.

САМАРКАНД

Гур Эмир (на Фарси — Усыпальница Эмира) — место захоронения Темура и его потомков (15 в.) Идея создания комплекса принадлежит Темуру, который хотел построить усыпальницу для своего любимого, преждевременно скончавшегося внука — Мухаммад Султана, который был объявлен преемником Темура. Позже сам Темур, члены его семьи и два шейха — суфия были похоронены здесь.

Площадь Регистан — величественный ансамбль, состоящий из 3 медресе и мечети, построенных в период с 15 по 17 века. Медресе Улугбека — самое старое здание на площади, построено по приказу Улугбека (внука Тимура) в 15 веке. Два других построены в первой половине 17 века по приказу правителя Самарканда — Ялангтуш — Бахадура.

Мечеть Биби Ханым — гигантская соборная мечеть, когда-то самая большая мечеть в Исламском мире и самое большое здание старого Самарканда. Построена по приказу Темура в честь удачного похода в Индию в 1399 году. Строительство продолжалось 5 лет, но ввиду огромных размеров, вскоре мечеть начала разрушаться. Позже, мечеть превратилась в красочный символ Самарканда, окруженный многочисленными легендами.

Обсерватория УлугбекаШахи Зинда (Живой Царь) — некрополь Самаркандских правителей и знати. Название всего комплекса берет начало от самой первой и самой святой усыпальницы — могилы Кусама ибн Аббаса, кузена Пророка Мухаммеда, который, по преданию, первым проповедовал Ислам на этой территории.

Обсерватория Улугбека (1420) — остатки огромной (высотой 30 м) астролябии для наблюдения за звездами, части 3-этажной обсерватории, обнаруженной в 1908 году русским археологом-любителем Вяткиным. Сегодня посетители могут видеть подземную часть громадного квадранта, которую не заметили фанатики, уничтожившие обсерваторию в 1449 году.
Руины Афрасиаба и музей — остатки города, разрушенного Чингиз Ханом в 1220 году. В музее находятся фрагменты фресок 7 века, обнаруженные при раскопках руин Афрасиаба.

ТЕРМЕЗ

Комплекс Хаким-Ат-ТермезийКомплекс Хаким-Ат-Термезий (11-15 в. в.), включает мавзолей Хакима — Ат Термезий и небольшой музей истории. Хаким-Ат-Термезий, родился в 748 г., успешно сочетал мистицизм с наукой и был известен как один из величайших исламских философов-математиков.

Археологический музей — единственный музей в Центральной Азии такого рода с уникальными экспонатами. Все экспонаты являются археологическими находками Сурхандарьинской области.

Кирк Киз кала — этот необыкновенный бастион из 50 комнат был загородной резиденцией правящей династии Саманидов в 9-10 в. в.

Ансамбль Султан — Саодат — собрание 17 мавзолеев, являющееся фамильным местом захоронения Термезских сеидов, являющихся прямыми потомками халифа Али.

Джаркурганский минарет — высотой 25 метров, построен в 11 в. из кирпича, выложенного в виде 16 переплетающихся полос, напоминающих традиционную архитектуру постройки крепостей.

Башня ЗурмалаФаяз Тепе — раскопки в 2-километрах от руин старого Термеза, состоит из археологических останков древнего буддистского монастыря возраста около 2 тыс. лет и монастырского комплекса, который практически не сохранился.

Дальверзин Тепа — археологические раскопки около города Денау в 140 км от Термеза. Когда-то был важнейшим городом Кушан и ранней столицей племен юеджи. До сегодняшнего дня сохранились только оплывшие останки буддистского храма — бактрийская святыня и зороастрийский алтарь.

Башня Зурмала — находится в 3-километрах от старого Термеза и видна с дороги М-39. 16-метровая башня является остатками буддистской ступы и, вероятнее всего, является самым древним сохранившимся сооружением в Узбекистане. Вероятнее всего, в 3-4 в. в., в период расцвета буддизма в Бактрии, ступа, в которой хранились ценнейшие реликвии, была декорирована красным кирпичом и покрыта плитой из известняка.

ХИВА

Узбекистан, ХиваМедресе Мухаммед Амин хана (1852-1855) — самое большое медресе в городе, с возможностью принять до 250 студентов или 130 романтических туристов, так как в настоящее время в здании медресе функционирует гостиница.

Кельте Минор (Короткий минарет) — задуманный ханом в 1852 году как самый высокий минарет в Исламском мире (более 70 метров), но заброшенный сразу после смерти хана при высоте всего 26 метров.

Куня Арк (старая крепость) — резиденция правителя Хивы, построенная в 12 веке, затем расширенная в 17 веке. Гарем, монетный двор, конюшни, военные казармы, арсенал, мечеть и тюрьма — все находилось здесь.

Мавзолей Пахлавана Махмуда — Пахлаван Махмуд — Геркулес Востока, Пахлаван Пир — борец-святой, Пирар Вали — антирелигиозный персидский поэт, Махмуд — меховщик — все умерли здесь в 1325 году, чтобы стать частью легенд, героем-мудрецом и покровителем города. Мавзолей с его уютным двориком и превосходной отделкой является одним из красивейших мест в городе.

Медресе (1908) и минарет (1910) Ислам Ходжи — самые молодые из Исламских памятников в Хиве. Ислам Ходжа, по чьему приказу были построены медресе и минарет, был в начале 20 века премьер-министром и по Хивинским стандартам — либералом. Минарет 45 метров в высоту и самый высокий в Хиве.

Пятничная Мечеть (1788) — интересна своими 213 колоннами, 3,15 метров каждая, поддерживающие крышу — структурная концепция заимствованная у первых арабских мечетей.

Тош Ховли (каменный дом) — резиденция и гарем, построенные между 1832 и 1841 Аллакули ханом, как более роскошная альтернатива Куня Арку.

НУКУС

Музей искусств Каракалпакстана в НукусеМузей искусств Каракалпакстана в Нукусе — жемчужина региона, место нахождения выдающейся коллекции, собранной Игорем Савицким (1915-1984) в первой половине 20 века. Игорь Савицкий, художник из Москвы, впервые попал в Каракалпакстан в составе Хорезмской археологической и этнографической экспедиции Академии наук СССР. Результатом поездки стали годы изучения и сбора этнографического материала данного региона, начиная с античных времен и до современности. Он нашел реликты древней Бактрии и Согдианы, оставленные легионами Александра Македонского в 3 веке до н. э. Он также тщательно собирал и записывал традиционный уклад жизни народа, кочевавшего по этой территории в течении 19 столетия. В пятидесятых годах 20 века Игорь Савицкий основал Каракалпакский музей искусств, где и разместил свою коллекцию. Но достижения Савицкого не заканчиваются только на этом. Савицкий был большим почитателем российских и узбекских художников, работавших в период с 1900 по 1930 годов. Эти художники, принадлежавшие к поколению, совершившему революцию в современном Европейском искусстве, были практически неизвестны в свое время. Савицкий понимал, что работы этих художников представляют собой смешение уникального узбекского и русского авангарда, дающие возможность понять их истоки. Работы этих художников были преданы забвению и систематически уничтожались создателями новой социально-политической идеологии. Игорь Савицкий собрал более 81.500 работ того периода. Все работы хранятся в архивах Нукуского музея. Со времени его открытия только небольшая часть коллекции выставлялась в музее.

Эллик КалаЭллик Кала — 4-1 вв до н. э это период расцвета древней Хорезмской цивилизации. Трудно представить, что суровые и жаркие просторы пустыни Кизил Кум были некогда густонаселенной территорией. По мере того как Амударья меняла свой курс к Аральскому морю, приблизительно во 2 веке до н. э., регион постепенно осушался и пустел. Так как река изменила свое русло, оросительные каналы, контролируемые местными феодалами, приобретали все более важное значение в жизни народа. Как только разрушались эти каналы, некогда цветущие города быстро приходили в упадок и умирали, оставляя лишь напоминания о былой славе. Такие археологические памятники как Джанбас Кала (2 в. до н. э.), Топрак Кала (4 в до н. э.) и Аяз Кала (4 в до н. э.) относятся к тому периоду.


© Mircalypso.ru, 2005-2018

Адрес: м. Кузнецкий мост, ул. Кузнецкий мост д. 19, стр.1.
Телефоны: (495) 651-61-91 (многоканальный). Карта сайта

На правах рекламы: услуги специалиста по контекстной рекламе